Когда умеешь рисовать только глаза


Всем привет! Тема готовности к школе актуальна для многих. Я решила пройтись, так сказать, по некоторым тестам и опросникам готовности к школе, чтобы мы могли просто познакомиться с ними, чтобы понять, чему нужно научить детей. Я думаю, всем ясно, что при подготовке к к школе дело не в заучивании заданий, а в том, чтобы ребенок овладел теми мыслительными операциями, приемами, навыками, которые помогли бы ему эти задания выполнить не только при тестировании, но и в учебном процессе и в жизненных ситуациях.
Начну я с теста, применяемого одним из первых в практике школьного тестирования.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна - умеешь Йирасека (Їрасика) обновленный.

Возраст: Дошкольный 5-7 лет.
Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу.

Тест Керн-Йирасек (Ирасек) состоит из 4-х частей:

а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);
б) копирование фразы из письменных букв;
в) срисовывание точек;
г) опросник.

Краткая история.

Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация и обновление существующей методики А. Керна и получил объединенное название "Обновленный тест Керна-Йирасека". В 1978 г. графический тест Керн—Йирасек впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

Некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.

О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Первая страница чистая. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп, или Ей дан чай, или I am sitting.

Внизу вы рисуете группу точек. Правая половина листа – для задания по срисовыванию.

Сидеть ребенок должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

а) Тест “Рисунок человека”.

Задание. “Здесь (показывается где) нарисуй какого-либо дядю, (мужчину) как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает. Если ребенок спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит, и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. В таком случае не настаивайте – это вам информация на размышление. (Такой отказ, предположительно, может говорить о неблагополучии в семье ребенка, когда отец отсутствует вообще, от него исходит угроза или же с ним связаны психотравмирующие впечатления (Но не делайте сразу поспешных выводов - причиной может быть плохое настроение или предшествующее напряжение).

Оценивание

1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

По поводу интерпретации Я. Йирасек отмечал, что высокое качество выполнения говорит о большей вероятности, что испытуемый будет успешно справляться с школьной программой. Однако если с тестом справился плохо – это НЕ значит, что в школе он станет двоечником и неучем. Вовсе нет. Дети хорошо учатся. Просто бывает, что ребенок в принципе схематично рисует человека, что сказывается лишь на общей сумме баллов.

б) Копирование фразы из письменных букв

Задание. “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.

Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

в) Срисовывание точек.

Задание. “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.

Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.

После оценки каждого задания все баллы суммируются.

Итак, если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – это у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – вполне средний уровень;
13-15 баллов – так и быть, низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительных занятиях, исследованиях и т. п. (а, может быть, просто у ребенка было плохое настроение? - через денек пройдем тест ещё разок! Всё получится, но, нужно быть внимательнее!)

Лист для двух заданий выглядит так.

(Точки справа (вертикально) обозначают линию сгиба листа бумаги).

г) Опросник.

Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются:


Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)


Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)


Днем светло, а ночью...
(темно = 0; неправильный ответ = -4)


Небо голубое, а трава...
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)


Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; еправильный ответ = -1)


Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т. д. = 0;
неправильный ответ = -1)


Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)


Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)


Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)


Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1, на курицу = -3)


Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и т. д. = 1;
одна причина = 0; неправильный ответ = -1)


Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)


Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т. д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)


Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)


Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; не знает = 0)


Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)


Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т. д.) = 4;
одно или два различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит …) = 0


Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т. д.) = 4;
одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т. д.) = 0)


Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)


Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От - 1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование и дополнительные занятия.


Теперь тонкости: не спешите с выводам из серии "Все дети - вон какие, а мой..!!" А Ваш - супер! Результаты данного тестирования - не основные, не последние, а промежуточные. И знакомство с тестом проводится не для того, чтобы ребенок научился ставить именно эти точки и рисовать именно эти буквы. Повторюсь - знакомиться нужно для того, чтобы понять: какие мыслительные операции необходимо развивать, чтобы ребенок не только выполнял задания теста, но потом задания школьного учебника, а в дальнейшем решал и жизненные задачи.
Успехов Вам!!!


Источник: http://www.stranamam.ru/post/3350757/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер-класс. Как научить ребенка рисовать портрет Как нарисовать несквик

Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза Когда умеешь рисовать только глаза