Мастер класс при обучении младших школьников


Разделы: Начальная школа

Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения,
которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове”.
(К.Д.Ушинский)

Актуальность проблемы

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

Цель мастер-класса

Знакомство с авторскими наработками педагога. Освоение и отработка практических умений.

Задачи

  • Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
  • Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
  • Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.

Содержание занятия

(Методы, приёмы и формы)

Нормы произношения и ударения (орфоэпия).

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

Словарная работа

Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.

Синтаксис и стилистика

Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)

Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.

Предложение

  • Распространение предложений
  • Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности.
  • Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Связная речь

В форме диалога, пресс-конференции.

Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.

Рефлексия

Произносительная культура речи

“Профессиональные заморочки”

Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.

Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.

Игра “По секрету всему свету”

Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.

Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.

Работа со словом

Игра “Пойми меня”

Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)

Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.

Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.

Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Комментарий учителя:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Синонимы

Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.

Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.

Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.

Работа над словосочетанием и предложением

“Словесный ручеёк”

Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.

Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.

“Помоги Алёнке собрать яблочки”

Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко можно положить в корзинку).

“Помоги мышке убежать от кошки”

Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).

(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).

“Угадай-ка”, “Доска объявлений”

Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.

Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

“Рифмовальщик”

По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.

Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи мл. шк.

Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности мл. шк.

Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,

“Размышление классной доски 1 сентября”

Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему желанию.

Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.

Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.

Работа над устной научной речью

Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.

Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают учителю.

Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (“Смарт”, для работы с интерактивной доской)

В статье использованы материалы: О.Е.Жиренко, “Учим русский с увлечением”, Москва,.2009


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580233/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Мастер-класс Виды работ по развитию речевой деятельности Рисуем клеим на ногти

Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников Мастер класс при обучении младших школьников

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ