Современная роспись икон

Закрыть ... [X]

Иконописная мастерская при фабрике «Хохломская роспись» (г. Семенов) открылась в роспись 1993 году, с момента основания по настоящее время её бессменным руководителем остается Марина Юрьевна Майорова.

За достаточно короткий промежуток времени (90—е годы ХХ века) современная семеновская икона сложила устойчивую самобытную традицию письма, которая обладает узнаваемыми чертами.

Во-первых, икона создаётся по «особой» технологии вместо сусального золота используется алюминиевый порошок. В Семенове на протяжении нескольких столетий существует своя уникальная технология получения «золота из серебра» - это технология хохломского промысла, при которой изначально оловянный, а сегодня алюминиевый порошок, покрывающий деревянное изделие, при обжиге получает насыщенный золотистый цвет. Живописцам захотелось применять эту технологию и в иконописании.

Однако, в нижегородском иконописном сообществе начала 90-х годов бытовало убеждение, что нарушение этапов и условий подготовки основы недопустимо для церковного произведения, оно снижает его содержательные качества. Поэтому мастерицы провели кропотливую исследовательскую работу на предмет: настолько ли чужда промысловая специфика получения эффекта золотого фона для иконописной традиции, в результате которой выяснилось, что получение золота путём обжига другого металлического порошка появилось в росписи из иконной практики.

«Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл, чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону, покрытую лаком, приготовленным из льняного масла, подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь неё, делался похожим на золото». (Вишневская В. М. Хохлома. Л. 1969, с. 6)

Таким образом, найдя подтверждение возможности создавать иконы по хохломской технологии в исследованиях известных знатоков промысла В. М. Вишневской, Т. И. Емельяновой (Емельянова Т. И. Хохломская роспись. Нижний Новгород, 2009) художницы стали смелы в своих творческих устремлениях. Современная семеновская икона — это икона, в подготовке основы которой применяется технология обжига.

Во-вторых, хохломская икона орнаментальна. Если когда-то «вместе с техникой окраски в хохлому проникли рисунки орнамента известные иконописцам» (Вишневская В.М. Хохлома, Л., 1969, с. 8), то сегодня известные хохломские узоры (кудрина, травка, осочка, пряник) переносятся в икону. Но переносятся они не буквально, а стилизовано. Обилие ягод, листьев, выполненных яркими красками, не подходит для иконописи, для которой важна умеренная декоративность, не затмевающая литургическое и молитвенное начало. Поэтому от хохломского орнамента берется динамика, музыкальность узорочного ритма, а основные элементы (листья, ягоды) превращаются в утонченную линейную стилизацию, сдержанную по цвету, подчёркивающую первичность центрального образа.

В-третьих, семеновскую икону отличает определённая свобода в понимании канона и стилистики православного произведения.

«Для современного нижегородского иконописания принципиальным является вопрос возможности использования поздних образцов (XVII — XIX веков) для современных интерпретаций. У многих живописцев понимание сути иконописного образа сложилось под воздействием трудов отца Павла Флоренского и Леонида Успенского, ставших общедоступными в начале 90-х годов, поэтому возможность опоры на синодальную традицию, в которой художественная составляющая образа превалирует над содержательной, для них неприемлема. В то время, как для других мастеров, ценящих орнаментальность, живоподобность и повышенную декоративность в иконописных произведениях, использование поздних образцов вполне допустимо. Поэтому в современной нижегородской иконописной традиции есть негласное противостояние тех, кто, условно говоря, работает «в каноне» и пишет «по живоподобию». (Зуйкова Т. В. Нижегородская епархиальная живопись рубежа XX — XXI веков. Проблемы и тенденции.// Имя и чаша. Сборник научных трудов в двух томах., Шуя, 2012, т. 2. с. 120)

Семеновская икона пытается преодолеть данное противостояние, для неё одинаково значимыми образцами являются как древние, так и более поздние памятники, её стилистике свойственны и живоподобные, и плоскостные решения ликов Христа, Богоматери, святых, она пытается соединить высокое декоративное и глубокое содержательное начала.

Икона фабрики «Хохломская роспись» (г. Семенов) является ярким явлением современной православной живописи Нижегородской митрополии, обладает самобытным художественным языком и индивидуальной спецификой, которая требует дальнейшего изучения, описания и анализа.


Источник: http://hudojka-i-ja.livejournal.com/174389.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Продажа икон - Иконы. Техника иконописи. Живопись и графика Игольное кружево пунчетто

Современная роспись икон Современная роспись икон Современная роспись икон Современная роспись икон Современная роспись икон Современная роспись икон Современная роспись икон

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ